Строительство

Витраж. Виды и технологии стеклянных витражей

Витраж – декоративная композиция из стекла. Цветные витражи, заполняющие оконные проемы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Современные витражи составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой.

Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор гравированием или травлением плавиковой кислотой. Все чаще создают витраж из монолитных стекол с росписью спекающимися красками, витраж из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых на цементном растворе. Декоративную обработку стекла для витража ведут пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием. Это позволяет выявлять богатые художественные возможности стекла, его материальность, способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, «ноздреватым», искрящимся; витражи приобретают перспективную глубину, пространственные планы. Богатая цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные, так и изобразительные композиции.

Классический витраж рассчитан на естественное освещение. Солнечные лучи, преломляясь в прозрачных цветных стеклах, перерождают реальный свет в бесконечно меняющуюся на глазах субстанцию, сообщая всему пространству новое качество (рис. 1а).

Пример классического витража

Рис. 1a. Пример классического витража

Связь витража с архитектурой носит более опосредованный и менее однозначный характер уже потому, что представляет вполне самостоятельный ее элемент, а самый этот элемент, в свою очередь, акцентирует пространственно-строительные функции архитектуры.

Живописный витраж собирается из цветного стекла, расписанного керамическими красками с последующим обжигом отдельных деталей. К витражам со свинцовой арматурой относятся также контурные (силуэтные), узорчатые и комбинированные виды. Первые набираются из стеклянных дисков, напоминающих бутылочные донца, одноцветного или бесцветного стекла. Диски укладываются горизонтальными и вертикальными рядами, промежутки между которыми заполняются кусками стекла другой конфигурации, а весь набор скрепляется свинцовой жилкой. Узорчатые витражи собираются из кусков бесцветного стекла с офактуренной поверхностью. За счет различной фактуры (рифление, шероховатость, рельефность) создаются оригинальные композиции. Важную роль в формировании узора играют контуры свинцового обрамления. Комбинированные витражи создаются сочетанием различных техник исполнения.

В современных интерьерах появились витражи из сплошного стекла, на матовую поверхность которого наносится рисунок цветными силикатными карандашами с последующим обжигом стекла; витражи в виде диапозитивов, изготовленные при помощи фототехники, фотопечати или фотографирования на стекле. Пескоструйным способом и набором трафаретов можно получить любые изображения, надписи, силуэты, рельефы: матовые на прозрачном фоне, штриховой рисунок различной интенсивности на матовом фоне. Отлитые и прессованные витражи сравнительно небольших размеров в виде рельефов и барельефов из цельного стекла или отдельных его кусков, армированных свинцовой или медной пайкой, используются в качестве заполнения дверных филенок или внутренних перегородок. Эффектно смотрится витраж из толстого многослойного стекла, на котором изображение приобретает пространственную глубину. Декоративное остекление трудоемко и дорогостояще, однако, во всех отношениях является благородным и весьма благодатным материалом. Он не подвергается воздействию щелочей и кислот, выдерживает большие колебания температур, недоступен для грызунов и микроорганизмов, имеет отличные гидроизоляционные и акустические свойства.

Стекло сохраняет любую структуру и цвет; пропуская свет, оно перевоплощает внутреннее пространство. Витражи придают интерьеру камерность и уют. Главное художественное воздействие витража покоится на простом контрасте между фигурами и плоским фоном: бесцветным, золотым или синим. Создается своего рода отвлеченность от реальной действительности. Особенно велика абстрактно-символическая сила у золотого фона – блеском и таинственным мерцанием он утверждает абсолютное совершенство и постоянство. Часто фигуры выделяются на орнаментальностилизованном фоне. Однако, такой фон не следует понимать как реальную плоскость – занавес или ковер; это как бы бесконечная субстанция, из которой выступают только нужные художнику образы. Впечатление от цветного стекла меняется в зависимости от движения света. Это свойство еще более усиливается контурами свинцовой оправы: ее очертания отчасти совпадают с силуэтами фигур, отчасти же не имеют с ними ничего общего.

Над изображением или сквозь него проходит беспредметный орнамент красочных пятен, такой же чистый, абсолютный, как и озаряющий его свет. В витраже каждый стилистический элемент, рисунок, колорит выполняет двоякую функцию. С одной стороны, он украшает плоскость, служит декоративным или экспрессивным целям, воплощает настроение, является элементом ритма. С другой стороны, те же элементы как бы отрицают плоскость, перестают быть реальностью, изображая близкое и далекое, тьму и свет, входят в мир воображаемого пространства и времени. Цвет, колорит и рисунок витража служат целью художественного образного выражения основной идеи произведения. Витраж не просто декорирует интерьер, он преображает его, сообщая всему пространству новое синтетическое качество. Витраж, являясь самостоятельным элементом, акцентирует пространственно-строительные функции архитектуры. Традиционное местоположение витража находится в местах соприкосновений интерьера и экстерьера.

Мозаичный витраж – наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение, может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты (рис 1б). Мозаичный набор используется как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром, перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.

мозаичный витражмозаичный витраж

Рис 1б. Примеры мозаичного витража

Пескоструйный витраж – группа стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящийся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам (рис 1).

Пескоструйный витраж Пескоструйный витраж

Рис 1. Примеры пескоструйного витража

Наборный витраж – простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол (рис 2).

Наборный витраж Наборный витраж

Рис 2. Примеры наборного витража

Фьюзинг – техника спекания стекла в печи. В таком витраже отсутствуют металлические соединения между стеклами, стекло спекается в печи, становится однородным, вплавляясь друг в друга. Применяется для изготовления межкомнатной перегородки или раздвижных дверей в помещении. Это относительно новая технология изготовления витража, берущая начало в 1990 году. Первый витраж в стиле Фьюзинг был сделан в Германии, где и получил наибольшее распространение. Он продолжил многовековую технику горячей эмали, позволив отказаться от металлической пластины-основы. Основой витража служит стеклянный лист (живописный холст), на котором при помощи высокотемпературной печи и кусочков специального стекла вырисовывается определенный рисунок. Термическая обработка стекла в печи позволяет создать художественное стекло с оригинальной фактурой и очень широкой цветовой гаммой.

Изображение на витраже можно сделать объемным и выпуклым, оставить отдельные участки плоскими, контуры рисунка воздушны и прозрачны, как у акварели. Имеется возможность создавать желаемую толщину и рельеф витража. Преимуществом является возможность создания абстрактного или акварельного рисунка. Стеклянная эмаль на прозрачной основе придает чистоту и яркость красок, ажурность графики. Фьюзинг имеет ряд преимуществ перед более старыми технологиями изготовления витражей (рис 3).

Витражи, выполненные в стиле Фьюзинг Витражи, выполненные в стиле Фьюзинг

Рис 3. Витражи, выполненные в стиле Фьюзинг

Лаковый витраж чаще всего относят к фальшвитражам, выполняется он по следующей технологии: сначала составляется эскиз витража, который переносится на стекло, при этом используются специальные краски. Расписанный витраж обжигают в печи при температуре 700 оС. После затвердевания краски не разрушаются под действием ультрафиолетового излучения. Чаще всего оборотную сторону, на которую нанесены краски, закрывают дополнительным листом стекла (ри 1).

Лаковый витраж

Ри 1. Примеры лакового витража

Расписной витраж – витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов (ри 2).

Новейшие технологии производства стекла значительно расширили возможности функционального использования витража. Наряду с привычным использованием витража как заполнение проема, все чаще стали встречаться приемы, где стекло используется в самых непредсказуемых вариантах: декор подвесных потолков; разграничивающие пространство перегородки и ширмы; оформление плафонов и бра; вставки в мебель или столешницы; как декоративное оформление помещений, в виде панно или вообще сплошных плоскостей. Используя технику росписи витражными красками, можно выполнить работу любой сложности и декорировать практически любую поверхность. Стекло для витража, изготовленного таким способом, может быть прозрачным или матовым, любого цвета и толщины. Стекло-основа будущего витража расписывается специальными витражными красками, не требующими обжига. Применение такой технологии не имеет ограничений по месту и сложности рисунка. Работы можно трогать руками. От времени они становятся прочнее, поскольку краска упрочняется еще долго после окончательного высыхания. Они не боятся влаги, холода, но, как и любые произведения искусства, требуют бережного обращения.

Расписной витраж Расписной витраж

Ри 2. Примеры расписного витража

Травленый витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам (рис 6). Травление – техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния, являющимся основной составляющей силикатного стекла. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.

Многослойное травление производится специальными составами в несколько слоев, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, создающий рельеф на поверхности стекла. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием – наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, так как повторно стекло не травится.

Свинцово-паечный (паечный) витраж – классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник (рис 7). Этот витраж, собирается из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках. Стекла могут быть цветными и расписанными

краской из легкоплавкого стекла и оксидов металлов, которые затем обжигаются в печах. Краска вплавляется в стеклянную основу и составляет с ним единое целое.

Травленый витраж

Рис 6. Пример травленного витража

Свинцово-паечный (паечный) витраж

Рис 7. Пример свинцово-паечного (паечного) витража

Фацетный витраж – витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку (рис 8). Чтобы получить широкую фаску, усиливающий эффект от преломлений света, требуется более толстое стекло, что увеличивает массу витража. Поэтому готовые детали собирают в прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, так как такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым, не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Фацетный витраж

Рис 8. Пример фацетного витража

Комбинированный витраж – витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона (рис 9). В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента. Этот витраж позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

Комбинированный витраж Комбинированный витраж

Рис 9. Примеры комбинированного витража

Кабошон – рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу (рис 10). Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.

Кабошон Кабошон

Рис 10. Примеры кабошона

Узор «Мороз» – фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея, желатина или рыбьего клея на заранее запескоструенную, зацарапанную или протравленную поверхность (рис 11). При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объеме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.

Узор «Мороз» – фактура стекла Узор «Мороз» – фактура стекла

Рис 11. Примеры узора «Мороз»

Нацвет – тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом, обычно бесцветном, цельном изделии. Нацвет изготовляется при горячем формовании. Снятие этого слоя гравировкой, пескоструйной обработки или травлением позволяет получать контрастный, силуэтный рисунок, белый на цветном фоне или, наоборот, цветной на белом фоне.

Рюмочная плитка – специально изготовляемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга с характерными радиальными свилями (неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе изготовления). Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных плиток (пятаков) – круглая плоскость, на которую ставится рюмка. Внешне часть ножки рюмки и деталь витража практически не отличаются (рис 12).

Эрклез — декоративная вставка в витраж в виде небольшой части из более толстого стекла с поверхностью в виде сколотых граней. Такие вставки вырезаются из стекла, обтачиваются по шаблону, затем обтесываются специально заточенным инструментом. В сколотой поверхности солнечный свет особенно искрится (рис 13).

Рюмочная плитка

Рис 12. Витраж, выполненный в силе рюмочная плитки

Эрклез Эрклез

Рис 13. Витражи, выполненные в стиле Эрклез

Бендинг – изгибание витража в печи для придания ему полукруглой цилиндрической или угловой формы (рис.44). Технология повторяет технологию фьюзинг, но температурный режим и оснастка другие.

Бендинг Бендинг

Рис 14. Витражи, выполненные в стиле бендинг

Шебеке (панджара) – ажурная решетка, являющаяся оконным переплетом, вырезанным из камня или дерева, часто с разноцветными стеклами (рис 15).

Экспресс-витраж (пленочный витраж) – самая молодая и одновременно самая перспективная технология витража (рис 16). Суть технологии довольно проста. На обычное стекло наносятся разнообразные пленки, имитирующие цветное стекло. Затем на стыки с обеих сторон будущего витража аккуратно наносится свинцовая лента. Витражные пленки поглощают до 90 % ультрафиолета, что помогает избежать развития такого заболевания как меланома (рак кожи). Окраска пленки производится вручную, при этом ни один лист не повторяется. Преимущества пленочного витража в красоте (в нем более 1100 цветовых оттенков) и в легкости. Пленочный витраж легко монтируется на изогнутое стекло.

Ультрафиолетовая склейка стекла. На стеклянную основу наносится рисунок из различных деколей, которые прикрепляются специальными клеевыми составами. Далее стекло с рисунком помещается под ультрафиолетовую лампу, под действием излучения которого клей затвердевает. Стекло с рисунком сверху закрывается дополнительным листом стекла (рис 17).

Технология триплекс – одна из самых ориентированных на заказчика технологий (рис 18). При этом используется выбранное заказчиком изображение, которое подвергается цифровой обработке, а потом наносится на специальную полимерную бумагу – лавсан. Далее бумага помещается между двумя листами стекла, на которые наносится клеевой состав. Полученную конструкцию опрессовывают, остатки клея удаляют.

Шебеке

Шебеке Шебеке

Рис 15. Витражи, выполненные в стиле Шебеке

Подавляющее большинство витражей выполнено в технике Тиффани. Стекло, благодаря своим уникальным свойствам, открывает бесконечные возможности для творчества и реализации новых идей. Техника Тиффани позволяет изготовлять объемные витражи, в которых отдельные элементы витража сделаны выпуклыми или вогнутыми. Это придает витражу дополнительную оригинальность и неповторимость. При работе в этой технике каждый кусочек стекла обтачивается, оборачивается в медную ленту, а затем спаивается с другими элементами витража. Техника Тиффани позволяет использовать больше мелких деталей, при этом линии рисунка на витраже получаются тонкими и изящными (рис 19).

пленочный витраж пленочный витраж

Рис 16. Примеры пленочного витража

ультрафиолетовая склейка стекла

Рис 17. Пример ультрафиолетовой склейки стекла

 

Витраж, выполненный технологией триплекс

Рис 18. Витраж, выполненный технологией триплекс

Витражи, выполненные по технике Тиффани Витражи, выполненные по технике Тиффани

Рис 19. Витражи, выполненные по технике Тиффани

Нарезанные по шаблонам цветные стекла оборачиваются по краям полоской тонкой медной фольги с нанесенным на нее клеем. Затем все стекла соединяются оловянным припоем и тонируются специальными препаратами. Можно применять многослойное стекло, соединенное в отдельные фрагменты с помощью медной фольги и свинцовых протяжек. Толщина швов меняется, чтобы усилить впечатление естественности возникшего объемного или пространственного эффекта. Однако от совмещения различных цветов, витражи получались тяжелыми, а иногда и непрозрачными. Самыми ходовыми изделиями фирмы Тиффани были абажуры для электрических ламп. Мозаичные абажуры Тиффани мягко приглушали резкий свет лампочки, и этот ореол таинственности очень хорошо соответствовал эстетическим вкусам модерна – нового стиля, который появился к концу XIX века как самостоятельное художественное явление.

Живопись по стеклу – один из самых трудоемких видов витражного искусства (рис 20). От художника и исполнителя требуется углубленная общехудожественная и специальная подготовка, а главное – совершенное владение техническими приемами живописи. Особенность живописи на стекле состоит в том, что поверхность стекла лишена пор, и, следовательно, обладает низкой адгезией к красочным поверхностным покрытиям. Для обеспечения качественного сцепления живописного слоя с поверхностью стекла, используют специальные краски и печи для их обжига.

Примеры живописи по стеклу Примеры живописи по стеклу

Рис 20. Примеры живописи по стеклу

Витраж на латунной арматуре. В сравнении с витражами на свинцовой арматуре латунный витраж значительно прочнее. Однако относительно твердая и жесткая латунь уступает свинцу в пластичности. Это свойство латуни не позволяет изгибать арматуру по изогнутой образующей. Поэтому для витража на латунной арматуре характерны композиции с использованием стекол, имеющих, главным образом, прямолинейную конфигурацию или слабо выраженную кривизну.

Витраж в стиле ФЛОРА Украшение окружающей среды – такое же древнее искусство, как фольклор или музыка. Растительные орнаменты во все времена украшали одежды и жилище. В основе многих стилей лежит флористическая основа (рис 21).

Витражи, выполненные в стиле ФЛОРА

Рис 21. Витражи, выполненные в стиле ФЛОРА

Следует также обратить внимание на один из самых прославленных памятников живописи на стекле XIII в. – ансамбль витражей в окнах Шартрского собора во Франции. Эта коллекция почти полностью сохранилась до наших дней. Собор украшают три огромных круглых окна, называемые в готической архитектуре «розами», из которых каждое имеет в диаметре 12 м. Кроме того, имеетс 17 таких же «роз» меньшего размера и 125 окон обычной формы. Этот монументальный ансамбль витражей отличается необычайным красочным богатством. Один из знаменитейших витражей Шартра – успение Богоматери (рис.52).

Заслуженной славой пользуются витражи собора Парижской Богоматери (рис 23). Великолепный ажурный переплет этих окон искусно вырезан из камня. Весь комплекс бесчисленных кусков цветного стекла поражает необыкновенным богатством сверкающих красок. Французский искусствовед XIX в. Гильерми сравнивает красочный эффект круглых окон собора Парижской Богоматери с поэтическим описанием кругов рая в «Божественной комедии» Данте.

Не менее знаменитым памятником витражного искусства XIII в. считается парижская церковь Сен-Шапель (святая капелла). Огромные, заполненные витражами окна ее образуют сплошные стеклянные стены, благодаря чему все помещение капеллы производит впечатление необыкновенной легкости и изящества. Витражи Сен-Шапель – подлинный шедевр декоративной живописи на стекле, как по краскам, так и по тонкости и сложности рисунка (рис 24).

Витраж Шартра – успение Богоматери

Рис 22. Витраж Шартра – успение Богоматери

Витражи собора Парижской богоматери Витражи собора Парижской богоматери

Рис 23. Витражи собора Парижской богоматери

Витражи парижской церкви Сен-Шапель Витражи парижской церкви Сен-Шапель

Рис 24. Витражи парижской церкви Сен-Шапель