Здания

Параметры антропометричности здания

В архитектуре и искусстве с древнейших времен установилось правило «Человек есть мера всех вещей», поэтому антропометрические данные являются основой проектирования здания, мебели, бытового и рабочего оборудования. Сотворение поистине гармоничного пространства невозможно без ясного осознания принципов создания и обустройства своего жилища. Наши предки на протяжении тысяч лет накапливали опыт строительства как отдельных домов, так и целых поселений, так как жилая среда создается людьми и для людей.

В течение нескольких веков золотое сечение и ряд Фибоначчи составляют основу гармонического построения в архитектуре, живописи, музыке. Золотое сечение многократно повторяется в самых разных живых структурах – строении раковин, рисунке волокон деревьев, расположении лепестков цветов, строении человеческого тела и даже в расположении планет. Эта пропорция с глубокой древности привлекала ученых, художников, строителей и философов. Ее находят в пирамиде Хеопса и в афинском Парфеноне, в мечети Тадж-Махал и в европейских средневековых соборах, в работах Леонардо да Винчи и Микеланджело.

1. Исторические аспекты антропометричности зданий

Свойство человеческого разума анализировать окружающий мир и его явления генетически на биопсихологическом уровне закреплены в способности выделять из интегрированного солнечного спектра основные цвета, в колебаниях звукового генератора – музыкальные ноты, в прямоугольной плоскости – скрытую модульность и определенность кратного соотношения сторон и самого силуэта.

Замечено, что визуальная «расшифровка» наблюдаемой формы, уяснение ее структурного кода, делающей ее знакомой, значительно облегчают аналитическую работу мозга, а уменьшение затраченной им энергии на осмотр объекта есть одна из составляющих эстетического эффекта.

Пропорции в общем случае определяют размерные соотношения по числовой величине и геометрическим параметрам объектов, в которых наблюдатель ищет закономерности структурной гармонии, воспринимаемой бессознательно (на основе забытых в данный момент аналогов) или сознательно – тренированным глазом.

Геометрическая интерпретация простых пропорций выражается в приемах пропорционирования на основе подобия форм, где числовые показатели могут и не учитываться. Факт подобия проверяется и подтверждается выявлением параллельности или взаимной перпендикулярности линий, образующих контур формы. Для прямоугольников такой проверкой является установление параллельности или перпендикулярности его диагоналей .

Простые пропорциональные соотношения в членениях одной формы или сравнении нескольких объектов по своей рациональности базируются на элементарной связи числовых и геометрических приемов формообразования.

Пропорциональные отношения, выраженные рядом натуральных чисел и числовыми рядами, имеющими различные интервалы с единым образующим коэффициентом (например, ряд чисел 2, 4, 8, 16, 32, … , со множителем 2), образуют простые пропорции в виде арифметической или геометрической прогрессий, представленных линейными или двухмерными формами.

Формообразующая ценность рядов заключается в гармоничном «сцеплении» любых трех соседних объектов, характеризуемых как композиционные элементы, входящие в структуру одной из прогрессий.

Визуальные соотношения условных линий, соответствующих линии горизонта и вертикали отвеса, отражающей вектор гравитационных сил, стали привычной составляющей земной архитектуры, критерием конструктивного доверия и эстетической целесообразности в этой области.

Прямой угол их пересечения в практике и проектировании является основой конфигурации композиционных полей и параметров созидаемых объектов. И при выявлении пропорциональных отношений в качестве эталонных составляющих подбираются прямоугольники, из которых квадрат представляет наиболее простой и удобный модуль, а из треугольников – прямоугольный равнобедренный, «египетский» с соотношением сторон 3 : 4 : 5 и равносторонний, а также круг. Такой отбор произошел еще в древности, когда строители при разбивке плана сооружения и установлении его высоты опирались на натурное пропорционирование с помощью шнуров и колышков для обозначения в первую очередь основных габаритов объекта. Формальные упражнения по установлению пропорционального строя важного сооружения, его отдельных элементов нередко носили сакральный, мистический характер, связанный с космическими представлениями и религиозными канонами.

Извлечение из небытия установленных в Древнем мире (и не потерявших значения в наше время) приемов и условностей формообразования помогло ученым, занимавшимся изучением тайн пропорционального совершенства и гармонии в архитектуре, выявить ход мыслей зодчих, технические закономерности их материализации.

Большой вклад в раскрытие тайн древних зодчих внесли исследования Б. А. Рыбакова, А. А. Пилецкого и обобщающая работа А. Ф. Черняева , которые основаны на археологических находках и анализе древних архитектурных сооружений на Руси, Египта и Греции. Они ближе других подошли к пониманию системной взаимосвязи древних мер. Кроме этого, в их исследованиях приводятся убедительные доказательства о первенстве использования золотого сечения в Древней Руси.

Наши предки хорошо понимали, что габаритные размеры жилых пространств и других объемов тел, предназначенные для использования человеком, прямо зависят от антропометрических данных человека. Вот почему в основу исконной славянской измерительной системы были положены размеры частей тела человека, о чем говорят даже сами названия мер – сажень косая, маховая, локоть, стопа, пядь, пясть и т. д. (рис. 1).

Кроме того, оказывается, все в природе, включая человека, имеет пропорции золотого сечения и представляет собой системы, приводящие в результате своего развития к наращиванию подобной формы, обусловленной генетической программой. Многочисленными исследователями были установлены повсеместные проявления закона золотых пропорций от Космоса до Микромира. Например, закономерности золотой пропорции обнаруживаются: в космосе – в структурной основе космических спиральных туманностей; в Солнечной системе отношения периодов обращения соседних планет равны золотой пропорции 1,618 либо ее квадрату 2,618

Славянская измерительная система мер

Рис. 1. Славянская измерительная система мер

(установил русский астроном К. П. Бутусов в 1978 г.); в морфологической структуре растений, птиц, животных, человека – расположение семян на плодовой корзинке подсолнечника и чешуек сосновой шишки, мутовки пальчато-перистых листьев растений и интервалы ярусного расположения веток на стволе, пропорции человеческой фигуры и ее отдельных частей, спиральных раковин моллюсков, молекула ДНК; в организации неорганической природы – структура талой воды практически соответствует треугольнику золотой пропорции. Таким образом, проявление принципа золотых пропорций наблюдается повсеместно в природе от бесконечно больших галактик до малых клеток и атомов.

Наше тело интуитивно чувствует золотую пропорцию. Все, что нам кажется красивым, обладает свойствами золотого сечения. Будь то природный ландшафт, картина художника или тело человека. Почему это так, пока однозначного ответа нет.

Всепроникающие пропорции «золотого сечения» в структурном построении развивающихся форм могут расцениваться как универсальный закон формообразования по принципу геометрического подобия. Именно внимательные наблюдения и использование природных подсказок обогатили интуицию древних зодчих, создавших удивительно гармоничные архитектурные сооружения.

Откуда возникли представления о делении отрезков в крайнем и среднем отношениях, позволяющем получать золотую пропорцию, равную числу Ф = 1,618…, названную Леонардо да Винчи «золотым сечением», нам неизвестно.

Изучение природных форм как источников художественного образа, их копирование и стилизация, обусловленная технологией обработки камня, дерева и других материалов, а также подчинение найденных пропорций требованиям визуальной оценки, учитывающей представление о тектонике и перспективном сокращении размеров, программируемое впечатление и, наконец, антропометрические сопоставления расширили базу поиска и накопления средств гармонизации объектов художественного творчества . Венцом достижений в познании гармоничных соотношений явлений и объектов природы, созданного человеком мира вещей и организованной среды обитания является пропорция «золотого сечения».

Пропорция «золотого сечения» впервые описана еще в III в. до н. э. Евклидом в виде способа деления отрезка в крайнем и среднем отношении так, что его общая длина относится к большему, как больший к меньшему, т. е. 1 : х = х : (1 – х). Здесь х представляет среднюю пропорциональную величину между всем отрезком и его меньшей частью, равную числу 0,618…

(или 1/х = 1,618…). Секрет совершенства данной пропорции («пропорция роста») – в сохранении постоянства соотношений при ее развитии. В числовом выражении она может быть представлена рядом Фибоначчи (прозвище итальянского математика Леонардо Пизанского), в котором каждое последующее число равно сумме двух предыдущих – 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, …, а соотношения двух соседних чисел, начиная примерно с 13/21, уточняются и стабилизируются на цифре 0,618.

К числу свойств «золотого сечения» относится интригующая лаконичность и единая модульность средств его формирования; например: 0,6182 : 0,382; 1,618 × 0,618 = 1; 0,6182 + 0,6183 = 0,618; 0,618 : 0,382 = 1,618. Золотое число Ф является числом иррациональным, т. е. таким числом, бесконечная последовательность которого не может быть вычислена до конца, сколько бы времени его ни вычисляли.

Линейная и двухмерная интерпретация ряда Фибоначчи иллюстрируют процесс соотношением сторон построенных прямоугольников, диагонали которых становятся параллельными, а прямоугольники – подобными.

Фигура человека, исследованная немецким профессором Цейзингом в 1855 г., явилась ярким примером золотых пропорций.

Пропорционирование частей зданий и сооружений, соответствующее природным пропорциям и пропорциям человека, его восприятию действительности и ощущениям, является важнейшим фактором нормального функционирования человеческого организма.

Древние греки понимали, что есть в этих числах какая-то особенность, проявляющаяся в том, что объекты, построенные с учетом золотых пропорций, обладают высокими эстетическими качествами и благотворно влияют на человека.

Соблюдение «золотых пропорций» в строительстве домов возникало благодаря развитой интуиции и использованию на Руси уникальной системы архитектурного планирования на основе единицы измерения «сажень». Саженей на Руси существовало десятки, причем в каждой местности могли быть свои сажени – черниговские, московские, владимирские, новгородские и другие (это, по-видимому, связано с разным ростом людей в различных регионах и различиями в пропорциях их тел; так, например, северный человек отличается от южного). Одежду мы подбираем под свой рост, размер и пропорции тела. Так же и с домом: невысокому человеку неуютно в доме для великана, а богатырю ни к чему биться о низкие потолочные балки в доме с двухметровыми потолками.

Эталоном сажени на Руси были пропорции самого мастера: либо рост, либо размах рук, либо положение с поднятой рукой и т. д. Это обстоятельство способствовало закреплению за элементами саженей названий, относящихся к частям человеческого тела. Поскольку мастеров было множество и различного роста, то в результате их творчества было создано множество мерных инструментов, в неприкосновенности сохраняющих лишь одно их качество – соразмерность, а следовательно, и пропорциональность золотому числу. Именно соразмерность превращала обычные строительные объекты мастеров, ее чувствующих, в произведения архитектурного искусства.

Б. А. Рыбаков нашел следующие закономерности, определяющие соотношения между саженями (рис. 2) .

Архитектор А. А. Пилецкий, исследовавший системы пропорционирования в древнерусской архитектуре, приводит следующий набор 12 древних саженей, полученный методом усреднения многих образцов измерительных инструментов : сажень городовая – 284,8 см; сажень без названия – 258,4 см; сажень великая – 244,0 см; греческая – 230,4 см; казенная – 217,6 см; царская – 197,4 см; церковная – 186, 4 см; народная – 176,0 см; кладочная – 159,7 см; простая – 150,8 см; малая – 142,4 см; без названия – 134,5 см.

В структуру древнерусских саженей изначально заложено пропорционирование по золотому сечению. Или, что то же самое, кратность всех саженей золотому числу Ф = 1,618033989… . То есть если поделить последовательно величины пяти самых больших саженей на пять самых маленьких:

Ф = 284,8/176 = 258,4/159,7 = 244/150,8 = 230,4/142,4 = 217,6/134,5 = 1,618.

Геометрическая система древнерусских саженей

Рис. 2. Геометрическая система древнерусских саженей

Для доказательства пропорциональности числу Ф оставшихся царской и церковной саженей достаточно удвоить длину кладочной и простой саженей и разделить полученные результаты на длину царской и церковной саженей: Ф = 159,7 × 2/197,4 = 150,8 × 2/186,4 = 1,618.

Анализ абсолютно всех древних сооружений, начиная с египетских пирамид, показывает присутствие золотой пропорции, и многовариантность ее применения сбивает с толку. На Руси до XVIII века строили согласно золотым пропорциям. Только Петр I положил конец «беспорядку», приравняв казенную сажень (217,6 см) к 7 английским футам (213,360 см). В 1835 г. Николай I вообще запретил остальные сажени, а в 1924 г. была введена метрическая система.

Древнерусские сажени сложно назвать соразмерными друг другу. Именно поэтому современные исследователи полагают, что метрическая система, построенная на использовании эталонного метра, является более совершенной и удобной для использования в расчетах, чем система, построенная на многообразии саженей, несоразмерных друг другу. Принятая общемировая метрическая система мер утратила в своей индустриальной абстрагированности антропометрический смысл, особенно важный в архитектурной деятельности.

Вековая практика применения нашими предками иррациональных инструментов соизмерения обусловлена такими природными пульсирующими явлениями в живой материи (мельчайших клетках, организмах, растениях, животных) и неживой материи (в камнях, планетах, звездах). Все в природе движется, распространяя колебания в виде самых разнообразных волн. Точно также части зданий: стены, потолки – создают определенные вибрации уже в самом помещении. Эти вибрации почти не улавливаются приборами, но очень хорошо ощущаются человеческим организмом. Отмечается, что во всех помещениях, построенных на основе метрической системы, существуют стоячие волны, отрицательно воздействующие на организм проживающих в них людей.

Более того, эти волны воздействуют на организм человека, подавляя его и вынуждая тратить свою энергию на сопротивление волновому воздействию, ослабляют его и способствуют заболеваниям. И чем больше стоячих волн в жилом помещении, тем больше энергии необходимо тратить организму на ее гашение.

Древнерусские сажени не являются в численном выражении рациональными инструментами, и потому не имеют кратного ни себе, ни своим частям делителя. Отсутствие кратности расстояния приводит к разбалансировке стоячих волн, а соразмерность пропорций человеческому телу – к возникновению волн, резонирующих с вибрациями человеческого организма, находящегося в нем. Такое помещение становится наилучшим для проживания людей. Именно такие, не имеющие кратности ни одному измерителю ни в длину, ни в ширину, ни в высоту дома строили наши предки. И, видимо, именно по этой причине в старинных домах и храмах люди чувствуют себя уютно, спокойно и расслабленно, хотя и не понимают, что стоит за этим. Применение этих принципов на практике поможет оживить любое помещение, уменьшить образование неблагоприятных сил, а также будет способствовать более приятному виду вашего дома.

Все чаще в научной литературе отмечается плодотворное влияние на человека конструкций, пропорционированных по золотому сечению. Причем имеются в виду любые конструкции и предметы, созданные человеком, от примитивной ложки до грандиозного дворца.

Если пропорции окружающих нас произведений архитектуры принадлежат к случайным группам, как в большинстве современных сооружений, то человек оказывается в среде, пропорциональная структура которой по своей симметрии ему не свойственна. Такая среда, не обладающая ни одной из характеристических групп симметрии человека, чаще всего не воспринимается им, а нередко отвергается. Вот где корень неблагоприятного психофизического воздействия среды на человека, а не только в том, что жилые дома представляют собой набор однотипных «коробок». То же самое можно сказать и про притягательность и красоту любых окружающих нас объектов.

Существенный вклад в архитектурную разработку новых систем пропорционирования в конце 40-х гг. XX в. был сделан французским архитектором Ле Корбюзье. Попытки восстановления пространственных соразмерностей в архитектуре с учетом пропорций человеческой фигуры (стимулированные, видимо, эргономическими исследованиями) привели Ле Корбюзье к разработке шкалы Модулора, у которой ступенчатый принцип ее построения близок взаимопроникающей гармонии «золотого сечения» (рис. 3).

По мнению А. Ф. Черняева , к пониманию системной взаимосвязи древних мер в архитектуре ближе других подошли Б. А. Рыбаков, архитектор А. А. Пилецкий. Их исследования взаимосвязей древнерусских саженей показало их кратность золотому числу Ф = 1,618. Необычный способ получения мерных частей саженей методом раздвоения-удвоения обусловил нахождение А. А. Пилецким древнерусского «всемера» – числовой матрицы многовариантного золотого пропорционирования. Исходя из нее построена русская матрица золотых пропорций – бесконечное поле взаимосвязанных степенных чисел, базирующихся на египетском ряде золотого сечения. Анализ принципов церковного зодчества на примерах храмов XII– XVI вв. объясняет непригодность для проживания объектов, пропорционированных метром (т. е. без учета системного древнерусского пропорционирования размеров здания).

Перемещаясь относительно конструкции и рассматривая ее под самыми различными углами зрения, наблюдатель видит изменения пропорциональности составных частей конструкции. А. А. Пилецкий установил, что если конструкция имеет «золотое вурфное» отношение трехчленного деления, то как бы ни перемещался наблюдатель относительно ее, угол зрения А, В и т. д. всегда будет иметь одно и то же значение вурфа, а движущийся наблюдатель будет воспринимать постоянно меняющуюся, остающуюся эстетически совершенной, гармоничную конструкцию.

Вурф – трехчастное деление объекта (процесса), сохраняющее нераздельное взаимосвязанное единство его частей: W(a, b, с) = W(a‘, b‘, с‘). Степенная взаимосвязь каждого ряда чисел позволяет применять вурфные отношения для контроля самых различных материальных процессов.

Шкалы Модулора Ле Корбюзье

Рис. 3. Шкалы Модулора Ле Корбюзье

Вурфные пропорции для любого возраста человека оказываются неизменными на протяжении всего времени его роста. В. С. Петухов указывает, что в идеальном случае W = 1,309 или при выражении через величину золотого сечения W = Ф2/2. Он называет его «золотым вурфом». Постоянная и неизменная величина вурфа свидетельствует о преобразовании форм нашего тела по принципам конформной симметрии. На ней основываются понятия живых и неживых фигур, методы системного пропорционирования, символика крестовых фигур и структура древних сооружений.

Рассмотрим особенности применения системы древнерусских саженей в древней архитектуре зданий .

Основная особенность применения системы саженей заключается в том, что уменьшение мерности инструмента (получение измерительных стержней меньшего масштаба, чем сажень) производилось последовательным делением соответствующей сажени на 2 (раздвоение).

Вторая особенность: ни одно сооружение на Руси не строилось с применением только одного вида саженей. При замерах длины здания использовалась одна сажень, ширины – другая, высоты – третья. Внутренняя разбивка производилась четвертой саженью. А если возводился следующий этаж, то его высота определялась в зависимости от окружающего ландшафта еще одной саженью или комбинацией из сажени и ее элементов. Например: две сажени, полторы сажени, сажень с четвертью (с локтем) и т. д.

Третья особенность: все параметры объектов замерялись только целым, как бы квантованным, числом измерительных инструментов – саженей, локтей, вершков и т. д. Например, длина здания равнялась 6 саженям городовым по 284,8 см или 12 саженям малым по 142,4 см, что в измерении метром равно 17,088 м. Ширина равна четырем полуторным простым саженям по 150,8 × 1,5 = 2,262 см, а в измерении метром – 9,048 м. Наконец, высота равна двум простым саженям по 150,8 см или 3,016 м.

Система русских саженей – наследие древней цивилизации, развивавшейся по принципам взаимосвязи всего вокруг. Нам, потомкам технократической цивилизации, потерявшим связь с Природой, трудно понять суть и смысл тонких процессов, происходящих во Вселенной, а также устройства ее самой. Мы привыкли все делить на составляющие, разбирать, чтобы понять устройство. А нужно, наоборот, объединять, чтобы понять целое, создать гармонию. Система русских саженей позволяет вычислять гармоничные для природы пропорции и творить гармонию, не вникая в процесс пропорционирования по золотой пропорции. На данный момент восстановлены не все принципы строительства по саженям. Но того, что уже есть, вполне достаточно для сооружения несложных строений.

Таким образом, использование антропометричности позволяет архитектору при проектировании зданий обеспечить следующие показатели комфортности:

  • оптимальные пространственные параметры внутренней среды здания: высота этажа, объем помещения на одного человека, обеспечивающие комфортное пребывание людей в помещениях, в соответствии с характером их использования;
  • оптимальные параметры коммуникационных пространств: коридоров, холлов, дверных проемов, лестниц, обеспечивающие движения людей в здании, в том числе маломобильных групп населения, при нормальных условиях эксплуатации и при особых обстоятельствах;
  • органичное зрительное восприятие красоты здания и помещения, при пропорционировании размеров зданий в соответствии с системой древнерусских саженей;
  • пропорционирование внутреннего пространства и частей зданий в соответствии с золотым сечением, способствующему благоприятным ощущениям человека и нормальному функционированию человеческого организма.

2. Золотое сечение в архитектурно-дизайнерской практике

Пропорции, которые выражают естественную гармонию природы, можно и нужно использовать при проектировании дома: они доставляют удовольствие человеческому глазу, радуют душу и нормализуют психику. Неудивительно, что пространство, организованное в соответствии с золотым сечением, исполнено гармонии и создает тонкий, невидимый глазу настрой, который позволяет нам максимально расслабиться и почувствовать себя комфортно.

Есть простые правила использования модуля и золотого сечения при проектировании зданий и помещений для жилья, применение которых позволяет получить максимально комфортную среду обитания для человека.

При проектировании жилого дома можно заложить соотношения золотого сечения в параметры внутреннего пространства и объемных решений здания. Для этого устанавливают величину модуля – условной единицы, к которой привязывают основные размеры и деление пространства здания. Можно использовать соразмерные человеку жилые пространства, а в качестве модуля использовать свой рост или число, приближенное к нему, т. е. «подогнать» пространство под себя. Для этих целей Ле Корбюзье разработал Модулор (см. рис. 3.6) – антропометрическую систему пропорций, основанную на золотом сечении и среднем росте человека с поднятой рукой. Можно взять за модуль также торцевую, узкую сторону в прямоугольной комнате и на основе этого модуля вычислить остальные значения. Например, сторона торца комнаты равна 3 м. Проще всего сразу рассчитать ряд Фибоначчи для своего помещения и оперировать полученными числами. Для этого выполняют последовательное умножение выбранного модуля на 0,618 (300 × 0,618). Получилась следующая цепочка округленных чисел: 300, 185,4; 114,6; 70,8; 43,7; 27; 16,7; 10,3; 6,3 см. Полученный ряд «золотых отрезков» можно использовать также в расстановке мебели, декорировании стен и других случаях.

Для выделения в прямоугольной комнате зоны золотого сечения нужно найти длину основной стороны. Например, если за модуль взять размер торцевой стены, равный 300 см, то дальше, прибавляя к модулю следующее по ряду Фибоначчи число (300 + 185,4 = 485,4), получаем вторую сторону золотого прямоугольника – 485,4 см. Или то же можно получить, разделив число модуля 300 см на 0,618 (300 : 0,618 = 485,4).

Идеально, если при принятом модуле 300 см высота потолка также окажется 300 см, т. е. соответствует принятому модулю или полученному ряду Фибоначчи. Если вдруг высота потолка будет близкой к 280 см, то имеет смысл именно ее сделать модулем для всего помещения. В этом случае в полученный нами ряд Фибоначчи войдет значение 173 см (280, 173 и т. д.), которое является числом среднего роста человека.

Предположим, что модуль равен 300 см, а высота потолка равна 260 см. Величина высоты потолка не соответствует числу из нашего ряда Фибоначчи. Прежде всего, нужно определиться, будет ли стена иметь какое-либо деление по горизонтали или предполагается сделать ее единым целым, без карниза, фриза и плинтуса.

Принцип золотого сечения можно применить, например, к расстановке мебели или развеске панно и т. д. Вообще, любая композиция должна иметь динамику. Развитие композиции должно происходить постепенно и поступательно, с нарастанием до кульминации. Высшая точка сюжета приходится на вторую треть от начала темы (0,618 от всего пространства), а затем идет ее мягкое ослабление. Главная фокусная точка – наибольшая насыщенность меблировки, освещения и декора – должна приходиться на большую из зон золотого сечения. Меньшая часть может поддерживать тему, став своего рода аккомпанементом. В этом случае стоит сделать основной цвет стен максимально нейтральным, тогда на первый план выйдут декоративные пятна, организованные по принципу золотой пропорции.

Если используется классическое деление стены с помощью бордюров, карнизов и плинтусов, то целесообразно выделить зоны, соответствующие принятой пропорции. Чтобы определить высоту композиционной зоны, проще всего к числу 185,4 прибавить 70,8. Это соотношение будет несколько нарушать последовательность, вместе они дадут высоту (256 см), которая будет соотноситься с числами нужного нам ряда. На этой высоте пройдет верхняя линия карниза, а остаток (4 см) можно нейтрализовать, выкрасив его одним цветом с потолком, лучше белым. Это, с одной стороны, облегчит весь верх, а с другой – отделит не вписывающийся в наш ряд отрезок от общей композиции.

Если в классическом варианте отделки делить стену на нижнюю и верхнюю зоны, то разделительный бордюр, проходящий по периметру комнаты, обычно располагается на высоте 75–100 см от пола. В нашем «золотом» ряду можно выбрать число 114,6 см или 70,8 см. Можно выбрать число 70,8 см и сделать его уровнем нижней линии бордюра. Бордюр не должен быть массивным, для его ширины вполне подойдут значения 10,3 или 16,7 см. Таким образом, к уже имеющейся нижней линии бордюра, расположенной на высоте 70,8 см от пола, получаем высоту верхней линии бордюра – 81,1 см или 87,5 см. Эти линии отметят границу нижней зоны стены, к которой в идеале должна стремиться высота кресел и стульев мебельного гарнитура, а также невысоких элементов мебели – комоды и тумбочки.

При выборе ширины плинтуса и ширины карниза будем использовать числа из того же «золотого» ряда: 16,7, 10,3, 6,3 см. Выбор будет зависеть от ширины бордюра и других элементов декора.

Цвет в интерьере зависит от общей концепции дизайна помещения, который по правилу золотого сечения предполагает выдержку соотношения двух третей площадей разных цветов. Доминирующий цвет должен занимать около 60 % комнаты, основной сопровождающий – около 30 %, и последний, дополнительный – всего 10 %, обычно используемый для аккомпанирующего декора. Эти соотношения приблизительны, а дополнительные цвета могут включать несколько оттенков, но основной принцип должен сохраняться. Можно выбрать мягкий тональный переход в пределах одного цвета или яркий контрастный аккорд.

3. Современные параметры помещений жилых зданий

Поскольку подавляющее большинство зданий и сооружений рассчитаны на пребывание в них человека, то их пространственные параметры регулируются антропометрическими показателями, включающими статические размерности и пропорции человеческого тела, а также объем оперативного пространства человека в процессе его дистанционного перемещения и на рабочем месте.

По практическим соображениям были разработаны таблицы усредненных параметров человека. Эти среднестатистические данные пригодны для проектирования пространственных параметров среды, допускающих размерные отклонения: высоты помещений этажа, высоты и ширины дверей, размеры лестничного марша и т. д. Размеры помещений в пересчете на 1 человека устанавливаются в соответствии с характером их использования и фиксируются в пределах типологических требований.

Для жилых зданий нормативными документами устанавливается минимальная высота потолка помещений 2,8 м, для общественных и производственных зданий – не менее 3,3 м, крупных торговых залов – 4,2 м. Устойчивая тенденция к акселерации населения и предпочтение условий комфорта перед экономичностью вызывают периодический пересмотр нормативов. Например, еще недавно минимальная высота потолка помещений была только 2,2 м. Повышенными нормативами пользуются и при проектировании среды для инвалидов.

Высота жилых зданий от пола до потолка устанавливается не менее 2,5 м, для климатических подрайонов IA, IБ, IГ, IД, НА – не менее 2,7 м.

Высоту этажей от пола до пола для жилых домов социального назначения рекомендуется принимать не более 2,8 м, для климатических подрайонов IA, IБ, IГ, IД, НА – не более 3,0 м.

Высота внутриквартирных коридоров должна быть не менее 2,1 м.

В жилых помещениях и кухне, расположенных в мансардном этаже, допускается меньшая высота относительно нормируемой на площади, не превышающей 50 % общей площади помещений.

Особое внимание уделяется размерным параметрам коммуникационных пространств: коридоров, шлюзов, переходов, лестниц, лифтов, где учитываются плотность людских потоков, скорость движения, планировочные требования для нормальных условий эксплуатации и при особых обстоятельствах (аварийные ситуации).

В зданиях ячейковой структуры соединительные проходы и коридоры сливаются на главном коммуникационном пространстве, ведущем к выходу. Следует принять за правило последовательное расширение коммуникационных путей к входной группе (родник – ручей – река), исходя из того, что один идущий человек занимает 60 см ширины прохода.

По трассе длинных коридоров рекомендуется размещение холлов. При расположении вдоль коридора входов в помещения с дверьми, открывающимися в коридор, необходимо предусматривать не перекрываемую дверьми дополнительную ширину прохода не менее 0,7 м. Общее правило направления открывания дверей – в сторону эвакуации; но в местах скопления нескольких дверей на узком проходе они должны открываться внутрь помещений.

Двери вспомогательных помещений имеют ширину в пределах 0,6–0,7 м, основных помещений – 0,8–0,9 м; на главном выходе устраивают двойные (распашные) двери шириной 1,5– 1,8 м или несколько одинарных дверей. Ширина раздвижных дверей принимается по расчетам устанавливающих их фирм. Высоту дверей назначают 2,2–2,4 м, если нет специальных технических или архитектурных требований.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *